05.07.2022
В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком, но главное появляется самостоятельная речь. Именно в этот период жизни ребенка развитие речи не только непосредственно связано с общением с взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Также именно в этом возрастном периоде значительно возрастает интерес детей к речи взрослого. Дети могут слушать и понимать не только ту речь, которая обращена к ним, но и с удовольствием прислушиваться к любым разговорам взрослых. Основные задачи по развитию речи детей раннего возраста: - Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка; -Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными средствами (речевыми и не речевыми); Самым действенным и эффективным способом завлечь и побудь к речи будет игра. Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются все стороны личности ребенка. В образовательной деятельности используем игровые технологии Арушановой А.Г. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми». Сценарий активного общения включает в себя краткую беседу с детьми, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, инсценировки, обследование предметов, игрушек, картин, предметов. Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой систематизации, в котором детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой ситуации. Например: Воспитатель вносит в группу корзинку с игрушкой кошкой, накрытую салфеткой. Воспитатель: Кто это к нам пришел? Кто это там мурлычет: Мяу, Мяу? Чья это песенка? (С таинственным видом заглядывает в корзинку и достает игрушку, далее обращается к детям от лица игрушки.) Я кошка Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки. В гости к вам пришла. Давайте знакомиться. Меня зовут Мурка. (Поочередно приближается к детям, чтобы услышать, как их зовут.) Мяу, Мяу! Как тебя зовут? Погладь меня. (Воспитатель гладит кошку и приговаривает.) Кошка мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет. Как киска песенки поет? Дети отвечают. Киска умывается, а с водой не знается. Она лапочкой моет свою шерстку, ушки, носик. Вот так. (Выразительные движения вместе с детьми.) Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет! Организуется игра «Скажем: киске, брысь! На дорожку не садись!» Погрозим пальчиком. Игра повторяется 3-4 раза. В завершении киска прощается с детьми. После организационной деятельности, воспитатель не уносим игрушки, а оставляем их в группе и включаем в игру. Петрушка, с помощью воспитателя может познакомить детей друг с другом, показать своих друзей другие игрушки: зайчика, поросенка, мишку, кукол. Показать, как с ними можно поиграть (покатать мишку в машинке, коляске, посадить за стол и налить им чай). Дети охотно повторяют игровые действия и начинают играть. Также используем другие приемы и методы игровых технологий для формирования речи детей раннего возраста. Для развития речи двигательных и речеслуховых анализаторов используем игры и упражнения. Например: игровое упражнение «Пупсик» Пупсик мой кричит в коляске. -Уа-уа! Закрывать не хочет глазки. -Уа-уа! Пупсик мой не хочет спать. -уа-уа! Хочет в лес идти гулять. -уа-уа! Ни к чему нам в лес идти! -уа-уа! Вдруг заблудимся в пути? Еще один из методов, применяемых в игровых технологиях, является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движением кистей и пальцев рук, стимулируют процесс речевого развития ребенка. Например: пальчиковая игра «Пальчики» Пальчики были маленькими, Стали вдруг большими. Шалунишки, шалуны, дружные какие!(сгибать и разгибать пальчики) Используем настольно-печатные игры, еще один метод игровых технологий. К ним относятся: разнообразные игры-пособия, картинки (парные картинки, разрезные картинки, пазлы, предметное лото, домино и многое другое). Они позволяют побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, таким образом, пополняется словарный запас. Подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие речи детей. Чем веселее и активнее речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больше эффект в развитии речи. Например: «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Птички», «Курочка-хохлатка» и т.д. Игры с сюжетными игрушками, игры инсценировки способствуют развертыванию диалога, обогащению словарного запаса. Организуем не сложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов. Разыгрываем сценки, разговаривая от имени персонажей, комментируя их действия, обращается к детям с вопросами. Например: (Дети зайчики выполняют движения) По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, зайки-побегайки, Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок, Вот какие зайки, зайки-побегайки. Вдруг бежит лисичка, Рыжая сестричка. Ищет, где же зайки, зайки-побегайки. В образовательном процессе можно использовать тематические наборы картинок посуда, фрукты, овощи, животные и т. д). Сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках, девочка одевается и т.д.) и их последовательности (например: иллюстрации к сказкам). Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, стимулирует активное использование речи. Дидактические игры способствуют развитию речи ребенка, осуществляется пополнение активного словаря, развивается слуховое внимание, развивается фразовая речь. Например: Кто как кричит? Кто, что услышит? Кто внимательный? Громко - тихо. Действия сопровождаются словом. Для самостоятельной игровой деятельности в группе организована предметно-развивающая среда. В завершении хотелось сказать, что речь детей можно и нужно развивать всеми речевыми и не речевыми средствами. Игровые технологии способствую пониманию речи, накоплению, обогащению и активизации словаря детей, активному включению детей в общение с взрослыми.
Просмотров всего: , сегодня: