Российская Федерация Свердловская область Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников 3 квартал, д.13, Богданович, 623532 тел. (34376) 5-34-20 e-mail:sad38.budushego@vandex.ru ОКПО 69055612 ОГРН 1106633000704 ИНН 6633017010 КПП 663301001 Утверждаю Заведующий МДОУ № 38 Будущего» 1смакаева Принято на педагогическом совете протокол № / от « ^ » Р Р, ЛУ Приказ № / Л/ ПОЛОЖЕНИЕ об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников в МДОУ № 38 «Детский сад Будущего» 1. Общие положения 1.1. Положение об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников МДОУ № 38 «Детский сад Будущего» (далее по тексту - Положение, ДОУ) разработано в соответствии с: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 41); - Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 с изменениями от 21 января 2019 года; 1.2. Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников. 1.3. Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. 1.4. Настоящее положение определяет условия организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников ДОУ. 2. Цели и задачи 2.1. Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников. 2.2. Задачи: - релаксация детей (снижение уровня тревожности и внутреннего мышечного напряжения); - способствование приведению нервной системы и психики дошкольников внормальное состояние покоя; - облегчение психоэмоциональной нагрузки; - формирование положительных эмоций и чувств; - ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды. 3. Правила организации сна детей 3.1. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа,из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Для детей от 4 до 6 лет - не менее 2.5 часов, с 6 до 7 лет - 2 часа. 3.2. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональныхигр, закаливающих процедур. 3.3. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно, запрещается отлучаться взрослому из спальни и оставлять детей одних без присмотра. 3.4. Дневной сон организуется в послеобеденное время в отдельных спальных комнатах.Спальные комнаты оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. Допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно- трехуровневых кроватях. Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей. При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. 3.5. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, 2 направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра). Температура воздуха в спальных комнатах должна быть не ниже 19°С. 4. Методы и приемы организации дневного сна, отдыха и релаксации 4.1. Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель: -определяет перечень спокойных игр перед подготовкой ко сну; -подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10-15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса; - проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей; - периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём большеактуален для детей старшего дошкольного возраста); - делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики. Эти приемы могут использоваться в комплексе, но для воспитанников первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. 4.2. Организация дневного сна. Дети раздеваются в определенном порядке, складывают (вешают) одежду на своих стульчиках: - снимают обувь; - носки вешают на стул под сиденьем с обеих сторон; - шорты помещают на сиденье стула; - юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула; - колготки (гольфы) складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула; - последней снимают майку и вешают ее на спинку стула. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет вспальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают пижаму для сна (кроме летнего периода), ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, помощник 3 воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). 4.3. На сон настраивают: - приглушённый свет; - закрытые шторы или жалюзи; - пастельные, спокойные тона стен и потолков; - свежий воздух. 4.4. Релаксация. Этот этап сопровождается определенными ритуалами в расслабленной обстановке. Например, тихая музыка, чтение вслух, поглаживание детей (тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект), расслабляющие упражнения, оказывающие обще успокаивающее действие. Лучший вариант - звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.). 4.5. Переход ко сну В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка: - На левом или правом боку. - Руки поверх одеяла. - На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно двигательный аппарат. Для детей, которые проснулись раньше, в групповых комнатах выделены отдельные игровые зоны, созданы условия для индивидуального отдыха и уединения детей (центр уединения и спокойного рассматривания детских книг). 4.6. Постепенный подъем. Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время напассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся). После сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Дети старшего дошкольного возраста помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами. Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения. 5.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости. 4