положение об организации отдыха, сна

Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Детский
сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию воспитанников
3 квартал, д.13, Богданович, 623532
тел. (34376) 5-34-20
e-mail:sad38.budushego@vandex.ru
ОКПО 69055612 ОГРН 1106633000704
ИНН 6633017010 КПП 663301001

Утверждаю
Заведующий МДОУ № 38
Будущего»
1смакаева

Принято
на педагогическом совете
протокол № /
от « ^ » Р Р, ЛУ
Приказ № /

Л/

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников
в МДОУ № 38 «Детский сад Будущего»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников МДОУ
№ 38 «Детский сад Будущего» (далее по тексту - Положение, ДОУ) разработано в
соответствии с:
- Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 41);
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения,
отдыха и
оздоровления
детей имолодежи»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования,утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
с изменениями от 21 января 2019 года;
1.2.
Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ
по организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников.
1.3.
Положение представляет собой систему реализации необходимых условий,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников.
1.4.
Настоящее положение определяет условия организации отдыха, релаксации
и дневного сна воспитанников ДОУ.
2. Цели и задачи
2.1. Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса,
гарантирующего оптимальные условия для организации отдыха, релаксации и

дневного сна воспитанников.
2.2. Задачи:
- релаксация детей (снижение уровня
тревожности
и
внутреннего
мышечного напряжения);
- способствование
приведению
нервной
системы
и
психики
дошкольников внормальное состояние покоя;
- облегчение психоэмоциональной нагрузки;
- формирование положительных эмоций и чувств;
- ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной
среды.
3. Правила организации сна детей
3.1. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста
12 - 12,5 часа,из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.
Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно
продолжительностью не менее 3 часов. Для детей от 4 до 6 лет - не менее 2.5
часов, с 6 до 7 лет - 2 часа.
3.2. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональныхигр,
закаливающих процедур.
3.3. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне
обязательно, запрещается отлучаться взрослому из спальни и оставлять детей
одних без присмотра.
3.4. Дневной сон организуется в послеобеденное время в отдельных спальных
комнатах.Спальные комнаты оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60
см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на
уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения
высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между
длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от
отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во
избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не
используют.
Допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в
групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых
(выдвижных, выкатных) одно- трехуровневых кроватях. Новые типы кроватей
должны быть безвредны для здоровья детей.
При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой
должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для
индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
3.5. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха,
2

направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание
проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки
или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение
температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях
спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное
время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей;
открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В
теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания
детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на
внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра). Температура воздуха в спальных
комнатах должна быть не ниже 19°С.
4. Методы и приемы организации дневного сна, отдыха и релаксации
4.1. Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
-определяет перечень спокойных игр перед подготовкой ко сну;
-подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более
чем на 10-15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и
тональности голоса;
- проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия
детей;
- периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот
приём большеактуален для детей старшего дошкольного возраста);
- делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
Эти приемы могут использоваться в комплексе, но для воспитанников первой и
второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, достаточно
включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур,
переодевание) и чтения сказок.
4.2. Организация дневного сна.
Дети раздеваются в определенном порядке, складывают (вешают) одежду на
своих стульчиках:
- снимают обувь;
- носки вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки (гольфы) складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур:
удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос.
Затем идет вспальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос
от бантов, заколок и т.п.
В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель
(педагог вмешивается, если видит трудности), надевают пижаму для сна (кроме
летнего периода), ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати
в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, помощник
3

воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем
в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа).
4.3. На сон настраивают:
- приглушённый свет;
- закрытые шторы или жалюзи;
- пастельные, спокойные тона стен и потолков;
- свежий воздух.
4.4. Релаксация.
Этот этап сопровождается определенными ритуалами в расслабленной
обстановке. Например, тихая музыка, чтение вслух, поглаживание детей
(тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и
успокаивающий эффект), расслабляющие упражнения, оказывающие обще
успокаивающее действие.
Лучший вариант - звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
4.5. Переход ко сну
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и
контролирует правильность позы ребёнка:
- На левом или правом боку.
- Руки поверх одеяла.
- На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела
затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно­
двигательный аппарат.
Для детей, которые проснулись раньше, в групповых комнатах выделены
отдельные игровые зоны, созданы условия для индивидуального отдыха и
уединения детей (центр уединения и спокойного рассматривания детских книг).
4.6. Постепенный подъем.
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. В старших
группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время
напассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся).
После сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает
детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы для сна,
воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд
упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам
здоровья», физические упражнения и т.д.).
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические
процедуры.
Дети старшего дошкольного возраста помогают застилать постель: стряхивают
простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами. Выходят
в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения.
5.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».