11.03.2022
Проблема развития исследовательских умений ребенка привлекала внимание ученых с давних времен. Подготовка ребенка к осуществлению исследовательской деятельности, поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников становятся важнейшими задачами современного образования и одновременно представляют собой одну из наиболее актуальных проблем в теории, а особенно в практике дошкольного образования.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской и познавательной активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает технология детского экспериментирования.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н» предъявляет в качестве обязательного требования «Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская».
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека. Он характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности; активностью дошкольника - обследовательской, познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в разнообразной исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Поэтому исследовательская активность, как отмечает А. И. Савенков, - естественное состояние ребенка, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Можно обозначить следующие направления в изучении исследовательских умений детей дошкольного возраста: их отождествление с исследовательской активностью ребенка, когда исследовательские умения рассматриваются как показатели развития исследовательской активности, как формы ее внешнего выражения (Н.Н. Поддьяков, Н.Е.Веракс); их выделение в самостоятельный объект изучения исследовательские способности, которые рассматриваются как результат взаимодействия трех относительно автономных составляющих - поисковой активности, дивергентного и конвергентного мышления (А.И. Савенков, А. Деметроу); их рассмотрение в рамках изучения проблемы формирования исследовательского поведения дошкольников, когда исследовательские умения определяются как специальные умения, необходимые для организации исследовательского поиска (А.Н. Поддьяков).
А.И. Савинков под общими исследовательскими умениями понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -
практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
О. В. Дыбина предлагает следующий алгоритм, который позволяет реализовать технологии детского экспериментирования
Подготовительный этап. На данном этапе педагогу необходимо актуализировать проблемную ситуации. Создать условия, необходимые для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовить экспериментальное оборудование, составить карту – схему и т.д. Мотивировать детей к исследовательской деятельности. Напомнить правила техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием. В итоге данного этапа у детей проявляется заинтересованность, желания принять участие в опыте или эксперименте. Создаются оптимальные условия для проведения опыта или эксперимента.
Этап формирования или опыта. Здесь важно обсудить проблему с детьми, подвести детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижение рабочих гипотез. Оказать содействие детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. Итог этапа: обозначена цель эксперимента или опыта. Выдвинуто нескольких рабочих гипотез.
Этап планирования экспериментальной деятельности. На данном этапе происходит обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий. Результатом этапа является составление алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
Этап коррекции проблемы. Предотвращение отклонений от поставленной цели.
Практический этап экспериментирования. Задачей педагога является помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента. Итог этапа: проведение эксперимента или опыта.
Заключительный этап. На данном этапе организуется подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. Итогом этапа является подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так…", "Давайте посмотрим, что будет, если". Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
Таким образом, одним из средств развития исследовательских умений является детское экспериментирование. Оно позволяет дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда различных приемов и операций, которые рассматриваются как исследовательские умения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2022
Дата обновления: 11.03.2022
Дата публикации: 11.03.2022