01.02.2022
Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное
отражение действительности. Рисование является одним из любимых видов
художественной деятельности в дошкольном возрасте, интерес к которому
обусловлен потребностью детей, начиная с раннего возраста, отражать в рисунках
впечатления окружающей жизни и происходящих событий. Именно детские рисунки
являются доступным средством самовыражения ребенка в дошкольном возрасте: они с
удовольствием рисуют разными материалами везде, где представляется возможность
(на бумаге, асфальте, стенах домов и т. д.), детские рисунки хранят дома,
украшают помещения групповых комнат в детских садах, их показывают на
выставках, они являются предметом научного исследования в педагогике,
психологии, медицине и других областях науки. Ученые называют это явление
феноменом детского рисования, реально наблюдаемым и являющимся исторически устойчивым .
В многочисленных
отечественных и зарубежных исследованиях раскрыт потенциал изобразительной
деятельности, особенно рисования, для всестороннего развития ребенка начиная с
раннего возраста. Уже в период конца XIX – начала XX века появляются работы, посвященные изучению различных аспектов
изобразительной деятельности в детском возрасте: анализ детского рисунка и
факторов, влияющих на детское изобразительное творчество (Н. Брауншвиг, К.М.
Лепилов, Р. Лампрехт, Л.Г. Оршанский, А.А. Рыбников, К. Риччи, Д. Селли и др.);
влияние обучения детей технике рисования на проявление творческой
индивидуальности ребенка в рисовании (М.В. Бехтерев); выявление закономерностей
развития детского художественного творчества (А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий,
Ф.И. Шмит) и др.
В отечественной
дошкольной педагогике и психологии система научных взглядов на вопросы теории и
практики изобразительной деятельности в детском возрасте полностью
сформировалась в советский период в результате глубокого и всестороннего
изучения ребенка, его возрастных возможностей, природных задатков, склонностей,
а также социальных факторов, способствующих их проявлению в процессе
целенаправленной образовательной работы. Плеядой выдающихся ученых – педагогов
и психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.Н. Игнатьев, Т.С.
Комарова, Я.З. Неверович, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.)
исследовались различные аспекты детского изобразительного творчества.
Результаты свидетельствовали о том, что занятия изобразительной деятельностью
(рисование, лепка, аппликация, художественный труд) способствуют интенсивному
развитию всех психических процессов и функций ребенка, активизируют его
мышление и воображение, формируют эстетические чувства, художественно-творческие
способности и личностные качества.
Рисованию как наиболее
доступному ребенку виду изобразительной деятельности ученые отводят особую
роль: именно в процессе рисования происходит формирование зрительных образов,
овладение формами и пространственными отношениями, дети учатся координировать
перцептивные и моторные акты. В рисунках детей разного возраста отражены этапы
становления произвольности движения, определенный уровень сформированности произвольной регуляции деятельности.
С.С. Степанов
указывает на связь рисования напрямую с важнейшими психическими функциями
(зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением) и
обосновывает влияние рисования не только на развитие каждой из функций, но и на
их связь между собой. Рисование, по мнению С.С. Степанова, помогает ребенку
упорядочить интенсивно усваиваемые знания, сформировать и зафиксировать в
сознании модель все более усложняющегося представления о мире. (Аникина А.П., 2017 г.)
На занятиях по
изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм,
цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании
предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин
художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование
связной речи.
Как указывают
психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития
детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают
в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная
деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах
требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине,
положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают
предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная
деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок
рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок
что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского
изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети
передают явления общественной жизни.
Значение занятий по
рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и
умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься,
помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Рисование как вид
изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у детей
доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые
возникают у них.
В процессе
изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для
создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия,
овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит
их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми
навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к
следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы
творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают
многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения
самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им
чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых
умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как
внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться,
добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков
самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке
рабочих мест.
Основное значение
изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством
эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются
благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые
постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию
эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство,
которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные
составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство
ритма.
Для эстетического
воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое
значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,
выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях
прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и
полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих
впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается
художественный вкус.
Занимаясь рисованием
дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их
свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На
занятиях по рисованию происходит развитие творческих способностей детей, также
они усваивают названия форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе
наблюдений и явлений при исследовании предметов, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на
формирование связанной речи и личностное развитие ребенка. В процессе анализа
работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках высказывают суждения о
работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для
эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной,
выразительной речи.
При проведении занятий
создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость,
инициативность, умственная активность и самостоятельность. Впервые нарисовать -
большое счастье для трехлетнего малыша. В процессе выполнения лепки или
рисунка, ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь
испытывает те чувства, которые были ими вызваны, что положительно влияет на
развитие личности ребенка.
Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, положительных качеств личности, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2022
Дата обновления: 01.02.2022
Дата публикации: 01.02.2022