26.05.2022
Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а
потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит.
Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо
включать дыхательную гимнастику.
-Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную
мускулатуру,
развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких.
-Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе
всех органов, принимающих участие в речевом акте.
И поэтому -Дыхание является - Важной частью речи.
-Речевое дыхание призвано участвовать в создании
голосового звучания на равномерном выдохе.
-Улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечения
деятельности мозга, снимают стрессы и важны в работе над произношением.
- Оно отличается от физиологического
тем, что это управляемый процесс.
В речи вдох короткий, а выдох длинный.
- Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
-Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой
вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
-Правильное речевое дыхание – основа для нормального
звукопроизношения, речи в целом.
Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной
воздушной струи.
-Поэтому нужно – регулярно
заниматься дыхательной гимнастикой,
которая способствует развитию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, и
профилактике болезней дыхательных путей.
А правильное носовое дыхание - способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и
мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от
переохлаждения.
Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с
удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и
общеразвивающих физических упражнений.
- Этого можно достичь с произнесением
гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих
согласных (ж и ш) и сочетаний
звуков (ах, ух, фу). Эти дыхательные
упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит
пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда, лошадка скачет. и. т. д.)
-Для обучения детей дыхательным упражнениям я уделяю особое
внимание.
Применения дыхательных упражнений начинаю с утренней
гимнастики, продолжаю на физкультурных занятия, в игровой форме, с применением
карточек-схем.
И предлагаю внести дыхательные упражнения в комплексы после
дневного сна.
Примерный комплекс дыхательных упражнений
1 Носик дышит
Предложите ребенку крепко сжать губы и хорошо подышать носом.
Правая - левая
Предложите малышу дышать попеременно то
одной ноздрей, то другой. Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать
указательным пальцем правую или левую ноздрю.
2 Ежик
Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и
выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик. ПЫХ- ПЫХ, ФЫР – ФЫР.
3 Часики
Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот
подтянулся к спине. Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно,
не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
4 Ветерок
Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя
лопатки. Затем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух
тонкой струйкой, расслабляя плечи. У -У- У- У - У
5 Трубач
Предложите малышу стать трубачом. Пусть
он сделает из ладоней "трубу"" - сложит ладони в кулачки,
приставит их друг к другу и приложит к губам, как трубач трубу. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».
6 Большой - маленький
Ребенок стоит прямо, ноги - вместе.
Делает вдох и приподнимается на носочки, поднимает руки вверх и тянется. На
выдох - опускает руки вниз, встает на всю ступню. Выдыхая, ребенок произносит: «У-х-х-х-х».
7 Паровозик
Ребенок ходит по комнате, согнутыми в локтях руками он изображает поршни паровозика и
приговаривает: «Чух-чух-чух».
8 Насос
Ребенок стоит прямо, ноги - вместе, руки
- опущены. На вдох он наклоняет туловище вправо, левая рука скользит по боку
вверх. На выдох наклоняет туловище в другую сторону, произнося: «С-с-с-с-с-с».
(Затем на вдох нужно наклоняться влево, а на выдох - вправо,
9 Петух
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину
плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки «крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».
10 Радуга
улыбается
Ребенок разводит руки в стороны и
поднимает их над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно он делает
медленный вдох. На выдохе широко улыбается, произносит: «С-с-с» и плавно опускает руки вниз.
Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день
по 3-5 раз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2022
Дата обновления: 26.05.2022
Дата публикации: 26.05.2022