20.09.2022
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня знаний педагогов в области влияния использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога.
- Обсуждение данного вопроса с коллегами, обмен мнениями, обмен опытом.
- Овладение педагогами арсеналом игр и упражнений, способствующих развитию творческого мышления, креатива.
Ход консультации:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом и приглашаю всех в круг.
1. «Приветствие».
Инструкция: Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок ведущего – здороваются за руку, 2 хлопка – плечами, 3 – спинами.
- Мини – лекция «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»
В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение ценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поэтому, использование современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребенка, на развитие его творческих способностей является важным условием каждого педагога.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач (Автор – основатель: Генрих Саулович Альтшуллер). ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
Приемы ТРИЗ - технологии стимулируют познавательную, творческую и речевую активность детей, учат мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.
Использование педагогов методов и приемов ТРИЗ – технологии помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, любознательность, творческую активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры ФГОС ДО.
Прежде чем начать работу по овладению ТРИЗ технологией, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Овладение данным арсеналом качеств является важным условием достижения положительных результатов в работе с детьми по реализации ТРИЗ технологии.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут лучше понимать друг друга. Творчество, гибкость мышления, инициативность – эти качества необходимы и в деятельности, и в обыденной жизни каждого человека. Знакомство педагога с данной технологией и внедрение ее в практическую деятельность дает возможность овладеть основами технологии, что будет в свою очередь способствовать и профессиональному и личностному росту самого педагога.
Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Новые реалии жизни детского сада, работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Постоянная работа по развитию творческого потенциала педагогов не только поможет им ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, будет способствовать повышению профессионализма, что, несомненно, скажется на развитии творческого мышления у детей. К сожалению, некоторые педагоги привыкли себя ограничивать, полагая, что творческий потенциал взрослого человека нельзя расширить. Действительно, долго считалось, что творческому мышлению научить невозможно. Известная поговорка гласит – «Ганс не научится тому, чему не научился Гансик». Однако навыки творческого мышления можно развивать и в зрелом возрасте. Как и все остальные навыки, они требуют от человека регулярной тренировки и постепенного развития. Известны высказывания, советы, принципы, которыми пользовались великие мыслители древнего мира, изобретатели для развития своего творческого потенциала. Однако авторы самых известных технологий, хотя и предлагают свои собственные пути развития творческого мышления, единодушны в том, что необходимо: смотреть на вещи с разных сторон, находить связи, там, где их изначально нет, применять полученные навыки в жизни.
По нашему мнению, одним из условий для развития творческого мышления и креативности педагогов является владение педагогами арсеналом игр и упражнений, способствующих развитию творческого мышления, а также систематическое и непрерывное участие педагогов в различных психологических тренингах личностного и профессионального роста.
Основной целью данных тренингов является эффективная реализация принципов личностно-ориентированного образования и формирование таких значимых в педагогической профессии качеств личности, как:
− открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям;
− восприимчивость к новому и необычному;
− высокая толерантность к неопределенности и неразрешимым ситуациям;
− развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
− рефлексия;
− ассертивность – готовность человека делать все по-своему, уверенность в себе, склонность к свободному самовыражению.
Таким образом, современному педагогу необходимо обладать надситуативным уровнем педагогического мышления, т.е. обладать способностью решать проблемные ситуации, в связи с перспективой развития педагогического процесса, ставить цели, избыточные с точки зрения профессиональной задачи, стремиться к доказательственности и обоснованности своей профессиональной позиции. Такие специалисты являются более успешными в творческом выполнении своих профессиональных функций.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребѐнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога дошкольного образовательного учреждения.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
И сегодня в рамках консультации с элементами тренинга мы предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые способствуют развитию творческого мышления и креативности.
- Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Анастасия – активная.
4. Упражнение на развитие интеллектуальной гибкости.
Предлагаем педагогам разделиться на 4 команды.
Психолог: «Интеллектуальная гибкость – это умение педагога учитывать индивидуальные особенности детей, проявлять артистизм. Нестандартность мышления в разных видах деятельности, менять тактику поведения в зависимости от сложившейся ситуации.
Главный элемент интеллектуальной гибкости – творческие способности. Творчество в свою очередь создает бодрое настроение педагога, формирует уверенность в своих собственных силах, вызывает положительные эмоции».
Педагогам предлагаем найти максимум свойств, объединяющих
- солнце и электричку
- мужчину и кофе
- осень и балет
- авторучку и ракету.
5. Упражнение «Подарки»
Педагоги стоят в кругу. Одному из педагогов предлагается сделать подарок соседу, при этом, не называя, а описывая его. Партнер должен догадаться, что это за подарок. Упражнение продолжается по кругу.
6. Упражнение «Подчеркивание общности»
Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
7. Упражнение «Я обладаю, знаю, умею!»
Инструкция: Возьмите листы бумаги А 4, разделите ручкой на три равные части по вертикали. Затем в первой колонке напишите «Я обладаю», во второй - «Я знаю», в третьей – «Я думаю». Заполните эти колонки в соответствии с их названиями. Старайтесь делать это задание с удовольствием.
Я уверена, что у Вас всё получится, ведь в каждом человеке есть очень много достоинств. Время выполнения 7 – 10 минут.
Комментарии для ведущего.
После завершения работы, участники зачитывают то, что написали. Идет обсуждение. Ведущему важно поддержать тех, у кого занижена самооценка, помочь им найти в себе лучшие стороны. Данное упражнение очень эффективно именно в группе, т.к. каждый может услышать о достоинствах других участников и найти в себе еще очень много всего положительного, что способствует поднятию самооценки и личностному росту.
8. Упражнение «Солнечные лучики»
Все участники в кругу. Стоят плечом к плечу. Вытянуть вперед руки, закрыть глаза и представить себя одним большим солнцем, каждый является теплым ласковым лучиком оного большого солнца. Погрейтесь в его лучах, ощутите тепло и расслабление. Вообразите себе его цвет и энергию. Откройте глаза, кому удалось почувствовать тепло и цвет? Как вы это ощутили?
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Список литературы:
- Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. - М.: СИНЕГ, 1998
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2004
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995
- Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ. -2004 .- №4
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70
- Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. -М.: институт общегуманитарных исследований, 2001
- Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное. - 1997.-№3.-с.46
- Халперн Д. Психология критического мышления. - Спб.: Питер,2000
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде./ Под ред. В.И. Иванова. - М.: Молодая гвардия, 1997
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.11.2022
Дата обновления: 08.11.2022
Дата публикации: 20.09.2022