LEGO - конструирование как средство развития детского творчества

28.09.2022

Ученые рассматривают творчество как человеческую деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе своей творческой деятельности изменяется и сам человек (его личностные качества, формы и способы мышления): он становится творческой личностью. Безусловно, творчество дошкольника имеет свои особенности. Первая важная особенность детского творчества – новизна открытий и продукта субъективна. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде стихотворения, рисунка, конструкции и т.п. ( Н.Н. Поддъяков, Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, М.П. Сакулина и другие). Вторая особенность детского творчества – процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие. Иногда гораздо большее, чем от достижения конечного результата (Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец, О.А. Христ, Л.А. Парамонова и другие). Третья особенность детского творчества – для взрослого человека начало решения проблемы – ее осознание. Поиск подходов является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок напротив не испытывает таких трудностей, если над ним не довлеют жесткие требования взрослых. Он с легкостью начинает практически ориентировочную, порой не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительному результату (Н.Н. Поддъяков, Г.В Урадовских, Л.А. Парамонова). Детское конструирование имеет характер созидательной природы, соответствует интересам и потребностям дошкольника и при определенной организации может носить подлинно творческий характер. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных блоков. Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л.А. Парамонова. Для развития детского творчества из деталей конструктора необходимо выполнение определенных условий. Первое условие. Организация целенаправленной системы обучения, состоящей из трех этапов. После проведения экспериментального исследования с целью преодоления в конструировании из деталей конструкторов подражательной основы и для развития творческой деятельности у дошкольников Л.А. Парамоновой и Г.В. Урадовских была разработана трехчастная система формирования творческого конструирования. На первом – основополагающем этапе создаются условия для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; На втором этапе дети решают серию задач, направленных на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования. На третьем этапе организуется самостоятельное конструирование по замыслу самих детей. Второе условие. Отбор и использование конструкторского материала, позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочнопоисковую деятельность, воплощать их разнообразные замыслы, находить варианты решения одной и той же задачи. Этому способствует наличие в наборах деталей с простым нетрудоемким способом крепления и наличие основы - пластин-подставок, объединяющих конструкции пространственно и сюжетно. Третье условие. Конструирование организуется в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности: игрой, сочинением сказок, историй, рисованием, театрализованной деятельностью. Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы типа «LEGO». LEGO — конструирование – это вид, моделирующий творческопродуктивную деятельность. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как, каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Исследователи З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и другие предложили следующие формы организации обучения с целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается детское творчество. Конструирование по образцу. Детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такая форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, – важный обучающий этап, обеспечивающий переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. В качестве образца детям предъявляют модель, скрывающую очертания отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из деталей конструктора. Таким образом, им предлагается определенная задача, но не дается способ ее решения. Такой способ достаточно эффективен для активизации мышления дошкольников. Конструирование по условиям. Детям определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать, не давая образца, рисунков и способов ее возведения. В данном случае задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку не дается способов их решения. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т.п.). Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме. Л.А. Парамоновой были намечены общие методические основы организации детского конструирования. Формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности как общих средств выполнения различных задач происходит наиболее эффективно в обучении по принципу «от общего к частному». Всякое конкретное содержание (представления, способы, приемы) должно выступать перед детьми как проявление чего-то общего. Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, замыслу), в разных обьемах и разной последовательности. Диалогическая форма общения детей со взрослыми и друг с другом во время конструирования, которая предполагает обсуждение разных вариантов решения, обеспечивает детям возможность учиться у других детей, осознавать как собственные маленькие открытия, так и открытия своих товарищей. Включение конструирования в широкий спектр жизненных событий ( праздники, игра, организация театра и т.п.), что является мощным источником формирования у детей интереса и потребности конструировать. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к их взаимному обогащению. Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, участке, в природном окружении) как важный этап развития детских замыслов. Создание условий для экспериментирования с деталями конструкторов до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения замысла, делает этот поиск более продуктивным и значимым. Предоставление детям широкого спектра материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности. С этой целью в каждой группе детского сада может быть организован центр технического конструирования, оснащенный разными видами конструкторских материалов. Профессионализм педагога, его творческий подход к обучению детей, главная цель которого - формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей, а не подражательное, жестко регламентированное создание конкретных изделий. Овладев общими принципами закономерностями формирования такой деятельности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми. Таким образом, конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим. Список использованной литературы. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 136с. (Библиотека современного детского сада) Шайдурова Н.В. развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - Сфера, 2008 – 128с. – (Прграммы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» (3))

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2022Хочу такой сайт

Дата обновления: 08.11.2022

Дата публикации: 28.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».