ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

19.09.2022

Проблемой формирования доброжелательных отношений дошкольников занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Артемова, Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Т.Л Коротаева и другие. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают их важное значение для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности дошкольника имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из направлений развития детей выделяет – социальнокоммуникативное развитие. Оно должно быть направлено на присвоение норм, моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности у дошкольников. Советский психиатр и медицинский психолог В.Н. Мясищев полагал, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях и особенно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения. Одним из важных компонентов этих отношений является доброжелательность. Доброжелательность – это отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Она проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии к другому [4]. С нравственной точки зрения доброжелательность должна являться долгом человека. Ведь в ней подчеркивается не только безусловное признание в другом его морального достоинства, но также выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству. Отечественный лингвист, доктор филологических наук Т.И. Ерофеева подчеркивает, что доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу, она определяет доброжелательность как «общее эмоционально-положительное отношение дошкольников к сверстникам, желание заботиться о них, испытывать радость и удовлетворение от встречи с ними». В связи с этим, доброжелательность рассматривается как необходимый фундамент, на котором может развиваться устойчивое положительное отношение дошкольника к окружающим, а также как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений. Постепенное осознание нравственных ценностей у детей происходит в возрасте 4-5 лет. В этом возрасте они способны к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте, у них закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям. Совместная деятельность со взрослыми и организация практики доброжелательного поведения с детьми и педагогами становится главной к старшему дошкольному возрасту. На этом этапе воспитателю необходимо привлекать внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другого человека, учить понимать выражаемые им эмоции. Педагог предлагает ребенку: «Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его можно успокоить?» [3]. Совместная деятельность является важным компонентом воспитания доброжелательных отношений, так как она позволяет ставить общие цели, осуществлять совместный процесс решения и его коррекцию, проявлять творчество, координировать замыслы и действия с другими людьми [4]. Формирование доброжелательности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет важную роль в жизни детей, так как взаимоотношения детей с возрастом усложняются. В поведении дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с познавательным отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало формирования волевых качеств личности ребенка, которые надо развивать и закреплять. Дружелюбная атмосфера и культура педагога – необходимые условия воспитания доброжелательных отношений между детьми. Непосредственно реакция и оценка педагога на различные поступки дошкольников имеют большое воздействие. Усваивая нормы и правила дети нуждаются в живом примере со стороны взрослых. Можно утверждать, что доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми формируются и развиваются постепенно: в младшем возрасте они не так значимы для ребенка, но к старшему дошкольному возрасту растет важность контактов именно со сверстниками. В этот период увеличивается знание ребенка о навыках и особенностях партнера, интерес проявляется к тем аспектам его личности, которые ранее не были видны. Все это способствует выделению значимых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования дружбы, чувства коллективизма [2]. Авторы программы «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и другие) делают акцент на то, что у детей есть их неотъемлемые права. Следовательно, одной из важных задач педагога становится – обеспечение соблюдения прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивает у дошкольников чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия, потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Атмосфера доброжелательности создается за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов, формирования сочувствия и взаимопомощи, гостеприимства и так далее [3]. Изучив основные современные программы, мы убедились, что главным методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что педагоги и родители при чтении сказок, рассказов должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки с нравственной точки зрения. Предполагается, что ребѐнок будет стремиться к выбору правильной модели поведения. Однако часто ребѐнок может отличить плохой поступок от хорошего, знать, что нужно делиться со сверстниками и помогать слабым, но в реальной жизни его поступки – далеки от правил нравственного поведения [1]. Основой гуманного отношения к людям считается способность к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в различных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о правильном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего именно нравственные чувства. В этом случае ребенка можно научить воспринимать чужие трудности и радости как свои [5]. Можно выделить наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций. В данном случае, основным методом воспитания является создание условий для того, чтобы ребенок познал свое «Я», научился сравнивать себя с другими. Поэтому ребенка учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, отслеживать свое настроение. Предполагается, что уверенный в себе ребенок легко займет позицию другого, разделит его переживания. К сожалению, этот прием концентрирует внимание детей только лишь на самом себе, на достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка своих достоинств, достижений в большинстве случаев не приводит к столь же высокой оценке сверстников. Крайне важно у дошкольников формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Не умение замечать сверстника – это основной источник трудности взаимоотношений в детском коллективе. Известно, что многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «Я», что сверстник для них является лишь фоном жизни. Если педагог попросит ребенка рассказать о сверстнике, то вместо развернутого ответа можно услышать краткие фразы: «Он мой друг» или «Он со мной не играет» [6]. Именно способность видеть в другом равную и независимую личность – важнейшее условие формирования доброжелательных отношений к сверстникам. Формированию этого навыка способствуют игры «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Потерялся ребенок» и др. Работа по формированию доброжелательного отношения к окружающим требует активного участия в этом процессе родителей. Дошкольное учреждение одно не сможет эффективно справиться с этой задачей, потому что общение со сверстниками происходит не только в стенах ДОО. Педагогам необходимо вовлекать в эту работу родителей воспитанников. С этой целью для родителей планируются и проводятся родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, педагогические тренинги, позволяющие не только дать теоретические знания, но и отработать конкретные приемы и методы взаимодействия с детьми [1]. Важно донести до родителей мысль, что если в семье не будут созданы доброжелательные отношения между ее членами, то работа в этом направлении дошкольного учреждения результатов не принесет, так как дети поступают не так, как им велят взрослые, а так как они видят это в реальной жизни в семье. МоОнОГапрсобой контав популярностью у поскльу педагогов и таи рисуодителей другой пользуются нетрадиционные узнают формы комите общения. Так как они уходе построены Члены по установлеи типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке и также сближаются с педагогами. Таким образом, формирование доброжелательного отношения детей дошкольного возраста к ровесникам и взрослым является многосложным процессом, при котором развитие этого качества, в основном, формируется через игры, различные формы общения, через правильно построенное взаимодействие со сверстниками и воспитателем. Список использованных источников: 1. Андреева, Н.А. Психолого-педагогический аспект воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.А. Андреева / Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы VIII международной очно-заочной научно-практической конференции. ШГПУ – Шадринск: 2018. – С. 93-96. 2. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: 2004. – 118 с. 3. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение. 2003. – 78 c. 4. Культура и культурология [Текст]/ Словарь /Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2003. – 928 с. 5. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77. 6. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2022Хочу такой сайт

Дата обновления: 08.11.2022

Дата публикации: 19.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».