13.05.2024
Наступит осень. У школьников осень – это начало
учебного процесса. Впереди много новой информации, самостоятельные и
контрольные работы, а также много домашних заданий. Ученики постарше, научились
плавно включаться в школьный рабочий ритм. Чего не скажешь про первоклассников.
Им интересно и страшно одновременно. Конечно, это касается не всех детей,
которые перешагнули порог школы. От чего зависит психологическая готовность
первоклассника и как помочь младшему школьнику адаптироваться к урокам и новой
жизни в целом, поговорим в этой статье.
Еще вчера ребенок ходил в садик, где главным
занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь
он стал первоклассником. Много раз родители говорят ему «Ты стал взрослым!»,
«Ты теперь ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад.
В школе все серьезно!», «Будь внимательным и умным!» и много других похожих
по смыслу фраз. А ребенок слушает и не все понимает. Да, ему хочется
повзрослеть, но он пока не понимает как это и от чего конкретно зависит его
взрослость. Ему понятно, что надо слушать учительницу и быть умным, но не
понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого,
свалилось сразу много информации и правил. Теперь, он чаще слышит следующие
высказывания: «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно»,
«неправильно», «старайся», «обязан», «должен». Возрастают требования
учителя и родителей, появляется много новых обязанностей и ограничений.
Меняется очень многое в его жизни. Ребенок
должен: ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться школьным нормам и
правилам, трудиться, выполняя задания учителя и домашние задания, добиваться
хороших результатов в учебе, прилежно вести себя не только на уроках, но и на
перемене. Эти правила не всегда совпадают с непосредственными желаниями и интересами
ребенка. К этому нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с
приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой
задачей. Некоторым детям это дается чуть сложнее. Зависит это от индивидуальных
особенностей самого ребенка и сформированности учебной мотивацией.
Новая ступенька в жизни первоклассника, это
включение в новую социальную среду, новый коллектив сверстников, перестройка
деятельности по содержанию, форме организации. Освоение учебной деятельности
требует качественного уровня развития и организации всех психических процессов
(восприятия, внимания, памяти, мышления).
Начало школьного обучения для каждого ребенка
является сильным стрессом. Радость восторг и удивление сменяются тревогой,
растерянностью и напряжением. То же самое происходит и с их родителями.
Вероятность того, что первоклашка будет
испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:
·
В семье не соблюдается режим дня.
·
Мало уделяется внимания общению с ребенком и всей семьей вместе.
·
Нет уважения к старшим.
·
Ребенок не приучен к самостоятельности, не выполняет свои домашние
обязанности и поручения. Не помогает родителям по хозяйству.
·
У ребенка отсутствует чувство ответственности за свои поступки.
·
Проблемы с поведением, непослушание на просьбы родителей.
·
Трудности общения со сверстниками. Неумение вести диалог.
·
Ребенок не любит читать, так как в семье мало или совсем не уделяется этому
внимание.
·
Недостаточно подготовлен к школе.
·
Слышит негативную критику взрослых об учителях и школьной программе.
Первый год обучения иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Родители должны знать
признаки, которые указывают на трудности адаптации ребенка к школе.
На что следует обратить внимание
родителям?
·
Смену настроения и поведение ребенка. Проявляет необъяснимую агрессию или
ведет себя пассивно.
·
Старается не контактировать со сверстниками, либо наоборот — конфликтует с
ними.
·
Быстро устает, низкая работоспособность, не может сконцентрироваться на
поставленной задаче.
·
Открыто заявляет о своем нежелании идти в школу.
·
Часто стал говорить: «В школе не интересно», «Я думал там все по другому»,
«Мне трудно», «Я не хочу это делать».
·
Ослабевает интерес к происходящему.
·
Не готовность делать домашние задания.
·
Теряет уверенность в себе, в своих силах.
·
Нарушается сон и аппетит.
·
Часто жалуется на головную боль и боль в животе.
Родители первоклассников должны быть готовы к
тому, что их ребенок может столкнуться с такими проблемами даже сейчас, спустя
месяц после начала учебы. Как и чем родители могут помочь ребенку?
Советы родителям первоклассника.
В первую очередь родителям важно понять
есть ли трудности у ребенка, определить их причины. К каждой из них подобрать
своё решение.
Самое важное и необходимое для ребенка любого
возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Вместе
составьте расписание дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребенок
учиться планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно
распоряжаться своим свободным временем.
Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка,
принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на
разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего
ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может
оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации
окажете поддержку, придёте на помощь.
Формируйте у ребенка положительный настрой на
учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и
об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным
заботам поможет ребенку решать трудности без паники.
Научите ребенка обращать внимание на процесс
обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к
разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно
научить чувствовать связь между процессом и результатом.
Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте
своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный
настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.
Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих
учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации,
как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому
поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В
дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего чада.
Любите своего ребенка таким, какой он есть!
Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить»
хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы
не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.
Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение,
желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не
критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в
грубой форме. Отметка в дневнике – это оценка его знаний по данному предмету на
этот момент. Эти оценки не имеют отношения к личности ребенка. Обязательно
хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.
Эти простые советы помогут вам не потерять
доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут
способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно
доставит вам радость и гордость за своего ребенка.
Любите своих детей
несмотря ни на что!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2024
Дата обновления: 13.05.2024
Дата публикации: 13.05.2024